Конструкция кузова ВАЗ
Кузов типа седан цельнометаллический, несущей конструкции, четырехдверный. Ветровое и заднее стекло панорамные. Ветровое стекло полированное, трехслойное; заднее стекло и стекла дверей закаленные.
Каркас и оперение кузова. Все детали и узлы каркаса в основном соединяются между собой контактной точечной сваркой. Сильно нагруженные детали дополнительно привариваются электродуговой сваркой. Газовой сваркой приваривают панель 14 крыши с боковыми панелями 16.
Каркас и оперение кузова включают передок кузова, пол с усилителями и панелью задка, боковины, задние крылья, крышу с рамами ветрового и заднего окон, передние крылья с усилителями.
Передок состоит из вертикального щитка 9 передка, коробки 10 воздухопритока, брызговиков 29 передних крыльев со стойками 28 передней подвески, передних лонжеронов, верхней и нижней поперечин передка стоек 2 передка, кожухов 5 фар, нижней панели 3 передка и брызговиков 1 и 4. К правому брызговику переднего крыла приварена площадка 8 аккумуляторной батареи.
Пол кузова с усилителями и панелью задка включает панели переднего и заднего полов, пола 23 багажни ка, полов запасного колеса и топливного бака, панель 18 задка. С панелями полов сварены передние и задние лонжероны пола, лонжероны 21 багажника, соедините ли центральных стоек, поперечины 19, 24, 25 кронштейн поперечной штанги, внутренние арки 22 задних колес и другие детали.
Боковина 11 состоит из цельноштампованной пане ли, наружной арки заднего колеса, центральной стойки усилителей, расположенных по контуру боковин. Правая и левая боковины соединены между собой поперечиной 13 панели приборов и полкой задка с раскосами.
Задние крылья 20 приварены к боковинам 11, панели 18 задка и к полам запасного колеса и топливного бака. К задним крыльям привариваются усилители. Правое крыло имеет крышку ниши заливной горловины топливного бака.
Крыша состоит из панели 14, боковых панелей 16 крыши, сваренных между собой газовой сваркой, и усилителей крыши. К панели крыши привариваются рама 12 ветрового окна и рама заднего окна.
Передние крылья привариваются к панели 3 передка, к брызговикам 29, кожухам 5 фар и к передним стойкам боковин 11.
Детали кузова отштампованы из листовой малоуглеродистой стали: для наружных панелей оперения толщиной 0,7 мм; для переднего пола и крыши - 0,9 мм; для брызговиков передних крыльев, арок задних колес, лонжеронов и поперечин пола-1,0 мм; для сильно нагруженных деталей (передних лонжеронов, центральных стоек) - 1,5 мм. Различные мелкие детали кузова (усилители, соединители, кронштейны, надставки) отштампованы из стали толщиной 0,8-2,5 мм.
Капот. Навешивается по переднему краю кузова на петли. Крепление капота к петлям осуществляется гайками, допускающими за счет увеличенных отверстий в петлях регулировку положения капота в проеме кузова. Замок капота крепится к коробке воздухопритока. Овальные отверстия в корпусе замка позволяют регулировать положение замка.
Крышка багажника. Рмеет РјРЅРѕРіРѕ общего РїРѕ конструкции СЃ капотом. Навешивается РЅР° РґРІРµ петли Рё уравновешивается торсионами. Замок крепится вместе СЃ РїСЂРёРІРѕРґРѕРј РЅР° внутренней панели крышки, Р° фиксатор замка - РґРІСѓРјСЏ болтами Рє верхней поперечине задка. Зацепление крючком замка осуществляется Р·Р° край фиксатора.
Двери. Боковые двери - сварные, состоят из наружной и внутренней панелей. Петли дверей допускают регулировку их положения в проеме кузова в вертикальной плоскости для обеспечения равномерных зазоров в проеме по верхней и нижней кромкам.
Стеклоподъемники дверей - тросовые, с редуктором 5, крепятся тремя гайками на внутренней панели двери. На кронштейнах имеются три ролика 1, 4 и 10, которые охватывает трос 11 стеклоподъемника. Роликом 10 осуществляется натяжение троса. Ось рукоятки 9 уплотняется прокладкой 6.
Замки дверей - роторного типа. Зубья ротора 2, установленного на центральный валик 13, при закрывании двери набегают на зуб корпуса 1 фиксатора и поворачивают валик 13 с храповиком 16. Выступ рычага 17 наружного привода под действием пружины стопорит за зубья храповика валик с ротором. Зубья храповика обеспечивают предварительное и полное запирание замка.
При открывании двери наружной ручкой 6 нажимают на верхний конец рычага 17 наружного привода, который освобождает храповик. От воздействия сжатого уплотнителя дверь открывается. При открывании двери внутренней ручкой действие передается через тягу 11 на рычаг 10 внутреннего привода, который в свою очередь нажимает на рычаг 17, освобождает храповик, и дверь открывается.
Замок может быть блокирован кнопкой 7 для предотвращения доступа в салон снаружи. При нажатии на кнопку при закрытой двери тяга 8 поворачивает снабженный пружиной 9 рычаг 12 блокировки, который своим пазом блокирует рычаг 17 наружного привода. Заблокированный замок передних дверей может быть освобожден поднятием кнопки 7 или оттягиванием ручки внутреннего привода, или выключателем замка 5. При повороте ключа выключателя поводок последнего действует через тягу 15, валик 14 на рычаг 12 блокировки замка и отпирает или запирает замок.
Замки передних дверей РІ отличие РѕС‚ передних можно заблокировать как РїСЂРё закрытых дверях, так Рё РїСЂРё открытых (РЅР° РєРЅРѕРїРєСѓ можно нажать РїСЂРё открытой двери СЃ последующим ее закрыванием). Разблокировать замок задних дверей можно только поднятием РєРЅРѕРїРєРё блокировки. Ртим обеспечивается безопасность перевозки пассажиров РЅР° заднем сиденье.
На замках дверей рядом с ротором 2 имеется специальная опорная шайба, которая при закрывании двери входит в контакт с сухарем 3 фиксатора, поджимаемым пружиной 4. Сухарь фиксатора выбирает зазор между верхним краем опорной шайбы и корпусом фиксатора и устраняет вертикальную "игру" двери при движении автомобиля. При столкновениях или опрокидывании автомобиля опорная шайба одновременно не дает самопроизвольно открываться двери вследствие деформации двери или стоек кузова. Опорная шайба заходит за стенки корпуса фиксатора и препятствует такому перемещению замка. Фиксатор замка крепится болтами к стойке кузова. За счет увеличенных отверстий в стойке фиксатор можно смещать в поперечном направлении для обеспечения нормального поджатая уплотнителей дверей и избежания западания или выступания двери относительно кузова, а также по высоте для обеспечения нормального закрывания двери.
Панель приборов изготавливается из металлического каркаса, покрытого слоем вспененного энергопоглощающего полиуретана и декоративной поливинилхлоридной пленкой. Крепится по верхней кромке четырьмя гайками и четырьмя винтами по нижней кромке. Доступ к гайкам верхнего крепления возможен через проемы в панели под вещевой ящик и щиток 19 приборов.
Сиденья
Передние сиденья раздельные, с индивидуальной регулировкой положения и наклона спинки. Каркасы и спинки соединяются между собой шарнирно. В направляющие 4 спинки устанавливается подголовник 3, который можно регулировать по высоте. Сиденье устанавливается на двух салазках и крепится тремя винтами и болтом к кронштейнам, приваренным к полу кузова. Передвижение сиденья вперед и назад осуществляется в пределах 175,5 мм. При раскладывании спинок в спальное положение можно передвинуть до 255 мм. Салазки сидений состоят из направляющих 3 и ползунов 4, отштампованных из листовой стали. Сиденье крепится к ползунам 4. Внутренняя направляющая имеет фиксатор и рукоятку 2 с защелкой, При повороте рукоятки вниз защелка выводится из зацепления с фиксатором и сиденье можно перемещать по направляющим. Рукоятка подпружинена и при отпускании фиксирует сиденье в заданном положении. Для облегчения перемещения сиденья в салазки вставляются по два ролика 8.
Смещение ползунов в стороны и вверх устраняется двумя парами шариков 7, находящимися в каналах между стенками ползунов и направляющих с натягом до 0,3 мм.
Спинка сиденья имеет грубую и тонкую регулировку наклона. Механизм наклона спинки располагается с внешней стороны сиденья. К усилителю 6 спинки крепят тягу. Для облегчения регулировки служит пружина 9, соединенная с кронштейном ползуна и тягой. Благодаря винтовой нарезке тяга перемещает усилитель 6 и изменяет угол наклона спинки. Вращая рукоятку 1, можно плавно изменять угол наклона спинки. Для быстрого изменения угла наклона спинки приподнимают рукоятку и выводят тягу из зацепления с кронштейном. Шплинт 5 предохраняет тягу от полного вывертывания.
Заднее сиденье предусматривается на 3 чел. Подушка сиденья фиксируется двумя шипами, приваренными к поперечине пола. Спинку сиденья крепят в верхней части с помощью двух планок, входящих в скобы, приваренные к полке задка, в нижней части - язычками, приваренными к аркам задних колес. Язычки загибаются в скобы в нижних углах каркаса спинки.
Отопление и вентиляция салона. Салон автомобиля обогревается воздухом, нагретым в радиаторе отопителя, который подключен к системе охлаждения двигателя параллельно основному радиатору. Воздух поступает через решетку капота в коробку воздухопритока, расположенную под капотом в задней части передка кузова.
Отражатель коробки воздухопритока резко изменяет направление движения воздуха, отделяет от него дождевую воду, а воздух поступает в радиатор отопителя. Пластмассовый кожух 5 радиатора отопителя крепится четырьмя гайками снизу к усилителю щитка передка через уплотнительную прокладку 6. В верхней части кожух имеет крышку 7 воздухопритока, которая регулирует количество воздуха, поступающего в радиатор 11. К бачку радиатора крепятся скобой 8 отводящая трубка и кран 12 с подводящей трубкой. Концы этих трубок подсоединяются резиновыми шлангами к системе охлаждения. Радиатор в кожухе уплотняется прокладкой 10.
Р’РѕР·РґСѓС…, прошедший через радиатор отопителя, поступает через направляющий кожух 4 РІ кожух 2 вентилятора, которые крепятся четырьмя пружинными держателями 9 Рє кожуху радиатора. Р’ центре пластмассового направляющего кожуха СЃ помощью пружинных держателей 75 Рё подушек 16 крепятся электродвигатель 14 СЃ крыльчаткой 13. РќР° стенке кожуха вентилятора СЃ внутренней стороны находится добавочное сопротивление 3 (резистор). Отключение или подключение его РІ цепь электродвигателя трехпозиционным переключателем, установленным РЅР° панели РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ, обеспечивает малую Рё большую скорости вращения крыльчатки 13 вентилятора. РР· кожуха вентилятора РІРѕР·РґСѓС… направляется через РІРѕР·РґСѓС…РѕРїСЂРѕРІРѕРґ Рё РґРІР° дефлектора РІ верхней части панели РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ РЅР° обогрев ветрового стекла Рё РІ салон, Р° также РІ нижнюю часть салона Рє ногам пассажиров, РєРѕРіРґР° открыта воздухораспределительная крышка 1, которая устанавливается СЃРЅРёР·Сѓ кожуха 2 СЃ помощью пружинных СЃРєРѕР± 17.
Управление отопителем осуществляется двумя рукоятками на панели приборов. Пластмассовые рукоятки 13 фиксируются на рычагах 12 выступами, выштампованными на концах рычагов. Кронштейн 11 рычагов управления крепится на кузове двумя винтами 10 с помощью пружинных гаек 9. Верхняя рукоятка рычага управления краном отопителя соединяется гибкой тягой с рычагом крана и регулирует количество жидкости, поступающей в отопитель из системы охлаждения. Оболочка 8 тяги 6 крепится скобой 7. Нижняя рукоятка рычага управления крышкой воздухопритока соединяется гибкой тягой 1 с рычагом крышки и регулирует количество свежего воздуха, поступающего в отопитель. Оболочка 3 тяги 1 на кронштейне рычагов управления крепится скобой 2, а на кожухе радиатора - скобой 5 к кронштейну 4.
В начало страницы