Электрооборудование ВАЗ

Электрика
Деталировка электрооборудования

 
 

Колонка рулевого


Регулятор напряжения

Устройство

Регулятор напряжения двухступенчатый типа РР380 имеет два неподвижных контакта на стойках 7 и 8 и между ними вибрирующий контакт, установленный на якоре 10. Контакт якоря с контактами на стойках образует две пары контактов: верхнюю и нижнюю. Пружиной якорь постоянно прижат к верхнему контакту, т.е. верхние контакты являются нормально замкнутыми.

Когда напряжение генератора возрастет до 13,2-14,3 В, якорь регулятора начинает вибрировать, размыкая и замыкая верхние контакты. В цепь обмотки возбуждения генератора то включается, то выключается дополнительный резистор. Это 1-я ступень регулирования.

При дальнейшем повышении напряжения генератора (с увеличением частоты вращения ротора) начинает замыкаться и размыкаться нижняя пара контактов. Это 2-я ступень регулирования. При замыкании контактов оба конца обмотки возбуждения замыкаются на "массу", и обмотка обесточивается.

Техническая характеристика регулятора напряжения

Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)°С, В:

Сопротивление между штекером "15" и "массой", Ом - 27,7±2

Сопротивление между штекерами "15" и "67" при разомкнутых контактах, Ом - 5,65+0,3

Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм - 1,4±0,07

Расстояние между контактами 2-й ступени, мм - 0,45+0,1

Проверка и регулировка

Правила проверки и эксплуатации. Чтобы не повредить регулятор при проверке и эксплуатации, необходимо соблюдать следующие правила.

Не следует путать местами провода, присоединяемые к штекерам "15" и "67". Если провода по неосторожности будут перепутаны, то регулятор станет батареи, а также к повреждению потребителей повышенным напряжением. Кроме того, произойдет спекание верхних контактов и регулятор напряжения придется заменить.

Не допускается присоединять конденсаторы против радиопомех к цепи между штекерами "67" регулятора и генератора. Это нарушает условия работы контактов и они быстро повреждаются.

Не следует подключать дополнительные потребители электроэнергии к цепи питания обмотки возбуждения генератора, так как при этом напряжение генератора сильно возрастает.

Запрещается проверять работоспособность регулятора замыканием накоротко его штекеров "15" и "67", ибо напряжение генератора возрастет и может быть поврежден выпрямитель.

Не рекомендуется без надобности снимать крышку регулятора, чтобы не нарушить герметичность уплотнения. Попадание под крышку влаги и пыли приводит к загрязнению, пригоранию контактов и, следовательно, к нарушению нормальной работы регулятора. Поэтому все применяемые в регуляторе материалы проверены на отсутствие газовыделения. При необходимости замены прокладки новая прокладка должна быть только из полиуретана, предусмотренного конструкцией регулятора.

Регулятор следует содержать в чистоте и оберегать от случайных ударов, которые могут нарушить его регулировку. Необходимо также следить за надежностью соединения корпуса регулятора с "массой" через крепежные винты, так как плохое соединение повышает напряжение генератора сверх нормы.

Проверка и регулировка на стенде

Регулятор проверяют и регулируют на стенде, имеющем генератор, аккумуляторную батарею, термостат и электродвигатель с регулируемой в широком диапазоне частотой вращения. Регулятор с закрытой крышкой устанавливают на стенде штекерами вниз.

Особое внимание обращают на надежность соединения проводов. Чтобы их сопротивление было минимальным, провода от выключателя 3 соединялись непосредственно с зажимом "30" генератора и штекером "15" регулятора, а корпус регулятора - непосредственно с корпусом генератора. Все соединительные провода должны быть по возможности короче. Если применяется лотковая электропроводка, то лотки должны быть из немагнитного материала.

При контрольных проверках на стенде не следует допускать работу регулятора с отключенной аккумуляторной батареей, так как это может повредить контакты регулятора.

Лампы 6 контролируют исправность генератора и, если он исправен, должны иметь одинаковый накал.

Перед проверкой регулятор прогревают в термостате в течение 15-18 мин при (50+3)°С, питая обмотку регулятора током при напряжении 12-13 В. Напряжение устанавливается реостатом 9 при включенных выключателях 3, 7, 8 к неработающем генераторе.

Немедленно после прогрева приступают к проверке и регулировке как 1-й, так и 2-й ступени и следят за тем, чтобы отрегулированное напряжение было устойчивым, т.е. резко не колебалось.

Контроль 2-й ступени. Приводят во вращение ротор генератора и доводят его частоту вращения до 5000 мин-1. Реостатом 9 устанавливают ток нагрузки генератора 2-12 А. Проверяют напряжение генератора, которое должно быть (14,2+0,3) В. Если оно отличается, останавливают генератор, отключают аккумуляторную батарею, снимают крышку с регулятора и, подгибая кронштейн 12, ослабляют натяжение пружины 11, если напряжение больше, или увеличивают, если напряжение меньше. Затем устанавливают на место крышку регулятора и снова проверяют напряжение 2-й ступени. После окончания проверки и регулировки 2-й ступени немедленно проверяют 1-ю ступень.

Контроль 1-й ступени. При частоте вращения ротора 5000 мин-1 реостатом 9 устанавливают ток нагрузки 25-35 А. При этом напряжение должно быть не более чем на 0,7 В ниже значения, полученного при регулировке 2-й ступени. Если напряжение не укладывается в эти пределы, то останавливают генератор, отключают аккумуляторную батарею, снимают крышку регулятора, ослабляют гайку 6 и передвигают стойку 8 на 0,1-0,2 мм.

Когда напряжение повышенное, стойку сдвигают вниз, а если пониженное - вверх. Одновременно сдвигают стойку 7, чтобы сохранить зазор (0,45±0,1) мм между контактами 2-й ступени. Во время этой операции следят за совпадением осей контактов 1-й и 2-й ступеней. Контакт якоря не должен выходить за пределы контактов на стойках.

Затягивают гайку б, устанавливают на место крышку, снова проверяют регулятор (как 1-ю, так и 2-ю ступень) и при необходимости повторяют операции до получения точной регулировки.

После окончания регулировки крышку регулятора тщательно очищают и устанавливают на горячий регулятор, чтобы сократить до минимума поглощение влаги.

Определение неисправностей

Если аккумуляторная батарея на автомобиле постоянно перезаряжается, то, не снимая регулятор напряжения, проверяют его при следующих условиях:

Замеряют напряжение на выводах батареи. Если напряжение не превышает 14,5 В, регулятор исправен. При большем напряжении соединяют корпус регулятора с кузовом автомобиля отдельным проводником и снова замеряют напряжение.

Если во втором случае напряжение снова окажется повышенным, то значит, что регулятор неисправен, и его регулируют или заменяют. Если напряжение будет нормальным, то причина перезаряда аккумуляторной батареи - в плохом соединении корпуса регулятора с "массой". Неисправность регулятора определяют при проверке его внутренних частей. Причины неисправности регулятора могут быть следующие:

Проникновение в регулятор посторонних веществ происходит из-за неправильной установки или порчи уплотнительной прокладки между крышкой и основанием регулятора, а также если прокладка изготовлена из несоответствующего материала и не обеспечивает надежной герметичности или выделяет летучие вещества. При повреждении контактов проверяют состояние цепей (короткие замыкания и правильность соединения проводов), а также исправность генератора.

Ремонт

Регулятор напряжения ремонтируют в исключительных случаях - лучше его заменить. При ремонте выполняют следующие операции.

Замена крышки и прокладки. При установке новой крышки следят за тем, чтобы крышка и прокладка были совершенно чистыми и чтобы прокладка устанавливалась правильно. После установки затягивают до упора винты. Если внутри корпуса регулятора окажется грязь, очищают контакты и другие части регулятора.

Пайка обрывов. Выполняют припоем с применением нейтрального флюса в небольшом количестве, предохраняя от перегрева изоляцию. Удаляют излишки флюса после пайки, так как его остатки, испаряясь от тепла, выделяемого регулятором во время работы, могут загрязнить контакты.

Очистка контактов. Снимают пружину якоря и, ослабив гайку 6, приподнимают стойку 8 неподвижного контакта 1-й ступени. Плоским бархатным надфилем аккуратно зачищают контакты, удаляя при этом пригоревшие материалы и окислы по всей поверхности. Надфиль должен быть совершенно сухим, промытым в чистом спирте или бензине. Углубления, возникшие на контактах из-за подгорания, зачищают чистой стальной заостренной шпилькой. Удаляют опилки серебра из корпуса регулятора, продувая его сухим и чистым воздухом. Устанавливают на место пружину якоря.

Перемещением стойки неподвижного контакта 1-й ступени регулируют зазор между якорем и сердечником до (1,4±0,07) мм, следя за правильностью касания контактов. Перемещением стойки неподвижного контакта 2-й ступени регулируют расстояние между контактами 2-й ступени до (0,45±0,1) мм, также следя за правильностью касания контактов. Затягивают гайку б, устанавливают на место прокладку и крышку, после чего проверяют регулятор на стенде и при необходимости регулируют.

Очистка регулятора напряжения. В случае проникновения в регулятор посторонних веществ после очистки контактов перед проверкой и регулировкой аккуратно промывают регулятор чистым спиртом или бензином, высушивают его (без крышки) в печи при температуре 120°С в течение 2 ч. Проверяют регулятор, на стенде и при необходимости регулируют его.

В начало страницы