Электрооборудование ВАЗ

Электрика
Деталировка электрооборудования

 
 

Колонка рулевого


Аккумулятор

Устройство

На автомобиле установлена батарея 6СТ-55П, которая состоит из шести последовательно соединенных элементов напряжением по 2 В. Каждый элемент размещен в отдельном отсеке и состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных сепараторами. Корпус и крышка батареи изготовлены из полипропилена.

Крышка приварена к корпусу и образует вместе с ним неразборный моноблок.

Техническая характеристика батареи

Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25°С в начале разряда, А.ч - 55
Сила тока разряда при 20-часовом режиме разряда, А - 2,75
Сила тока разряда при стартерном режиме разряда и температуре электролита минус 18°С, А - 255

Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние

В запасные части батареи поступают без электролита в сухозаряженном исполнении. Чтобы привести такую батарею в рабочее состояние, отвертывают пробки и снимают с них уплотнения или срезают вентиляционные выступы. Затем небольшой струей через воронку заливают в батарею электролит плотностью (приведенной к 25°С) 1,28 г/см3 дня районов с умеренным климатом или 1,23 г/см3 для тропиков. Операции приведения батареи в рабочее состояние должны выполняться при температуре окружающей среды (25±10)°С.

Выдерживают батарею 20 мин, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. Затем проверяют напряжение батареи без нагрузки. Если напряжение не менее 12,5 В, то она готова для работы. При напряжении меньше 12,5 В, но больше 10,5 В батарея должна быть подзаряжена до напряжения, указанного заводом-изготовителем. При 10,5 В, аккумуляторная батарея бракуется.

Заряжать батарею после заливки электролита следует обязательно, если она хранилась более 12 мес с даты выпуска или если первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.д.

В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее неизбежно понизится. Поэтому, прежде чем устанавливать батарею на автомобиль, доводят уровень до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.

Техническое обслуживание

Проверка уровня электролита. Уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки сепараторов и не подниматься выше нижнего края заливной горловины. При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита доливают только дистиллированную воду. Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливают электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, то электролит отбирают резиновой грушей с эбонитовым наконечником.

Проверка степени разряженности батареи. Для определения степени разряженности измеряют автомобильным денсиметром плотность электролита и сравнивают ее с данными табл.

Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, то ее снимают с автомобиля и подзаряжают.

Плотность электролита зависит от температуры. С изменением последней на каждые 15°С плотность изменяется приблизительно на 0,01 г/см3. Поэтому если температура электролита отличается от 25°С, то к показаниям денсиметра прибавляют или отнимают температурную поправку:

Температура электролита (°С)		Поправка (г/см3)
-40...26					-0,04
-25...-11					-0,03
-10...+4					-0,02
+5...+19					-0,01
+20...+30					0,00
+31...+45					+0,01

Чтобы не получить ошибочных результатов, плотность электролита не замеряют в следующих случаях.

Если плотность электролита слишком низкая (менее 1,22 г/см3) и одновременно наблюдается сильный нагрев батареи в эксплуатации (более чем на 10°С выше температуры окружающей среды) или если плотность электролита в различных элементах батареи отличается более чем на 0,2 г/см3, то подзаряжают батарею током 2-3 А в течение 24 ч. Если после подзарядки напряжение батареи будет меньше 12 В, то она непригодна к эксплуатации.

Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см3 и выше), то доводят ее до нормы, как указано ниже.

Зарядка аккумуляторной батареи. Снятую с автомобиля батарею аккуратно очищают, особенно ее верхнюю часть, проверяют уровень электролита и доводят его до нормы. Батарея заряжается силой тока 5,5 А при вывернутых пробках в течение нескольких часов.

Зарядка прекращается, когда начнется обильное выделение газа во всех отсеках батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних трех замеров (проводимых через 1 ч) будут оставаться постоянными.

Плотность электролита заряженной батареи при 25°С должна соответствовать данным табл.

Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе (°С) Время года Полностью заряженная батарея Батарея разряжена на 25% Батарея разряжена на 50%
Очень холодный (от -50 до -30) Зима 1,30 1,26 1,22
Очень холодный (от -50 до -30) Лето 1,28 1,24 1,20
Холодный (от -30 до -15) Круглый год 1,28 1,24 1,20
Умеренный (от -15 до -8) Круглый год 1,28 1,24 1,20
Теплый влажный (от 0 до +4) Круглый год 1,23 1,19 1,15
Жаркий сухой (от -15 до +4) Круглый год 1,23 1,19 1,15

При зарядке батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения выше 40°С. Если температура достигнет 40°С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до 27°С.

В конце зарядки плотность электролита иногда отличается от нормы, и тогда ее доводят до рекомендуемой величины. Если плотность электролита больше нормы, то отсасывают часть электролита из элемента, доливают взамен дистиллированную воду, выжидают, пока электролит перемешается, и снова замеряют плотность.

Если плотность электролита низкая, то после его отбора из элемента доливают электролит плотностью 1,40 г/см3.

После корректировки плотности электролита продолжают зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключают батарею и через 30 мин замеряют его уровень во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, то доливают электролит с плотностью, соответствующей данному климатическому району (см. табл.). Если уровень электролита выше нормы, отбирают его избыток резиновой грушей.

В начало страницы